25 апреля 2025 г. в Зале Зарядье легендарный пианист Александр Гиндин впервые в своей карьере исполнил сложнейшее произведение для левой руки: Концерт № 2 для фортепиано с оркестром Мориса Равеля. На сцене — Московский государственный академический симфонический оркестр и маэстро Кристиан Кнапп. Светлана Мурси провела промо-кампанию мероприятия. Пресс-релиз здесь.
Морис Равель – одна из наиболее значимых фигур французской музыки первой трети XX в. Вместе с Дебюсси он считается самым видным представителем музыкального импрессионизма. В 2025 г. весь музыкальный мир отмечает 150-летие со дня рождения французского композитора.
«Концерт для фортепиано с оркестром № 2» был сочинен Равелем по заказу австрийского пианиста Пауля Витгенштейна, потерявшего на войне правую руку, но продолжавшего выступать. Задание было сложным и необычным. Пианист обратился с аналогичной просьбой к Сергею Прокофьеву и Рихарду Штраусу, они оба написали по концерту, но из трех произведений только Концерт Мориса Равеля стал по-настоящему репертуарным. Говоря о Втором концерте, Равель указывал на важное значение проблемы фактуры: «В произведениях такого рода важно, чтобы музыкальная ткань не казалась облегченной, но, напротив, звучала бы как исполняемая двумя руками. Поэтому я и приблизился в нем к помпезному стилю музыки и традиционного концерта». Равель изобрел остроумные технические приемы для заполнения всех регистров, некоторые из которых совсем не соответствуют нормам академической музыки. Первое исполнение Концерта прошло в Вене в 1931 г.
В программе 25 апреля Второй концерт исполнит заслуженный артист РФ Александр Гиндин.
Александр Гиндин: «Я очень люблю музыку Мориса Равеля. Люблю ее глубоко, на физиологическом уровне, она задевает меня изнутри, заставляет бурлить кровь. Самое мощное и прекрасное в Равеле – «музыкальная струя», которая тебя сносит. Равель был очень точным человеком, точным до уровня диагноза, и прорабатывал музыкальную ткань, доводя ее до совершенства. Он из тех композиторов, которые не требуют свободной интерпретации исполнителя, партитура прекрасна так, как она написана. Заслуга Витгенштейна в том, что несмотря на трагедию, случившуюся с ним, он использовал свой человеческий и финансовый ресурс, чтобы обогатить мировую фортепианную литературу произведениями, написанными для левой руки.
О Равеле многое сказано и написано. Мне очень нравится высказывание Жана Кокто, который не был большим поклонником композитора, но сказал удивительно точно: «Равель – маленький как замочная скважина, но нужно уметь поднести к ней глаз». Музыка Равеля многогранна. Я, как исполнитель, и вы как слушатели, не можем определить – грустная она или веселая. В музыке Равеля – все эмоции вместе, она – густая. Музыка Равеля написана такими густыми красками, что каждый может прочитать в ней для себя то, что он хочет прочитать – там есть все.
Я часто исполняю и камерную, и вокальную музыку Равеля, записал пластинку из сольных произведений, и музыки для двух роялей. Я давно собирался сыграть Второй концерт и, хотя меня в молодости учили не афишировать первое исполнение произведения, честно говорю, что буду исполнять Концерт № 2 впервые. Я так люблю, когда к концу этого сочинения поднимается волна — такое ощущение, что в деревьях весной восходит сок или разгорается рассвет. Нежная и могучая сила! Равель создал тектонические образы, которые невозможно описать словами. Второй концерт — действительно очень сложное произведение для исполнения. Но самое забавное в нем то, что когда над ним работаешь и его играешь – последнее, о чем ты думаешь — что играешь его одной левой рукой. Это – самая маленькая проблема для пианиста».