Секреты венской гостиной в Усадьбе Архангельское

20 и 21 мая в 17.00 Ансамбль солистов МГАСО открывает долгожданный летний сезон в Архангельском программой «Секреты венской гостиной». В Овальном зале Большого дворца прозвучат изысканные миниатюры великих венских композиторов. В творчестве Моцарта и Шуберта камерная музыка, имеющая в Австрии богатые традиции, достигла подлинного расцвета. Многочисленные серенады, дивертисменты и кассации звучали при императорском дворе, во дворцах аристократов, в домах зажиточных горожан, в гостиных и на пленэре, на городских карнавалах и праздниках. В сочинениях для небольших ансамблей всегда находилось место для остроумной изобретательности и веселой выдумки, которые так соответствуют жизнерадостному характеру австрийцев. Камерный жанр, предоставлявший композиторам свободу и в выборе инструментального состава, и в масштабах, и в выразительных приемах, стал настоящей творческой лабораторией и породил множество восхитительных сочинений, не только не уступающих, но, порой, и превосходящих симфонические по гениальности художественного замысла и его воплощения.

МОЦАРТ — ДУЭТ ДЛЯ СКРИПКИ И АЛЬТА

В этом коротком произведении – дух настоящей дружбы и взаимовыручки между музыкантами. Моцарт очень тепло и с большим уважением относился к своему старшему коллеге – Иоганну Михаэлю Гайдну, младшему брату композитора Иозефа Гайдна. Вместе с Михаэлем Моцарт служил в капелле у архиепископа Колоредо в Зальцбурге. Легенда гласит, что Колоредо заказал Михаэлю Гайдну шесть дуэтов для скрипки и альта, однако Михаэль тяжело болел и сумел написать только четыре. Остальные два написал Моцарт, чтобы больной товарищ смог сдать работу и получить от архиепископа гонорар. Архиепископ так и не узнал о «подлоге». Забавно то, что музыканты часто исполняют и записывают оба дуэта, созданные Моцартом, в то время как дуэты Гайдна широкой публике совершенно неизвестны. Сергей Сухобрусов (скрипка), Павел Романенко (альт)

МОЦАРТ – КВАРТЕТ ДЛЯ ГОБОЯ

Квартет был написан Моцартом в начале 1781 г. В 1780 году его пригласили в Мюнхен к курфюрсту Карлу Теодору, который заказал композитору оперу «Идоменей» для проведения карнавала. В Мюнхене Моцарт возобновил знакомство с Фридрихом Раммом – гобоистом-виртуозом из местного оркестра. Композитор был настолько поражен игрой музыканта, что сочинил для него чудесную виртуозную пьесу.

Эмиль Мирославский (гобой), Александра Жаворонкова (скрипка), Дмитрий Плюснин (альт), Игорь Нечаев (виолончель)

ШУБЕРТ – «ЛЕСНОЙ ЦАРЬ» НА СТИХИ И.В.ГЁТЕ (ред. для скрипки и альта К. Вульфа)

Еще в юности Шуберт увлекся жанром баллады, а произведения Гете поразили его воображение. «Лесной царь» – стихотворение, в котором ярко проявилось романтическое влечение к необычному, к фантастическим образам, к сюжетам, где реальное неотделимо от вымышленного. С чуткостью проникнув в сокровенный смысл поэтических образов Гете, Шуберт написал балладу для вокального исполнения, которую затем переложили для исполнения инструментального. «Лесной царь» остается самым совершенным созданием Шуберта в балладном жанре романтической музыки.

Александра Жаворонкова (скрипка), Павел Романенко (альт)

ШУБЕРТ — НОКТЮРН ДЛЯ ФЛЕЙТЫ, ГИТАРЫ, АЛЬТА И ВИОЛОНЧЕЛИ

Диапазон инструментальных сочинений Шуберта их необычайно широк, а состав инструментов неординарен. Ноктюрн для флейты, гитары, альта и виолончели – изысканная пьеса, поражающая своим необычным звучанием. Сочинение более 100 лет считалось пропавшим, и было обнаружено в 1918 году в Целле-ам-Зее на чердаке потомков одного из друзей композитора.

Алексей Мазур (флейта), Аркадий Резник (гитара), Павел Романенко (альт) и Игорь Нечаев (виолончель)