5 декабря в 19.00 в Большом зале консерватории пройдет праздничный концерт Московского государственного академического симфонического оркестра под управлением Павла Когана, посвященный 100-летию со Дня рождения легендарного дирижера Вероники Дударовой. Дирижер – Павел Коган.
Народная артистка СССР (1977 г.), Лауреат Государственной премии РСФСР им. Глинки (1980 г.) Вероника Дударова уравняла в правах женщин-дирижеров в отечественной истории музыки. По словам Дударовой, на мысли о карьере женщины-дирижера ее навел австрийский дирижер Стефан Штрассер. Штрассер приезжал в Баку на симфонические сезоны, и, собрав одаренных детей-музыкантов (в числе которых была юная Вероника), занимался с ними теорией музыки, вдохновив девочку на сложный творческий путь. В 1960—1989 гг. Вероника Борисовна была главным дирижёром и художественным руководителем Московского государственного симфонического оркестра. За годы управления оркестром Дударова исполнила и записала огромное количество произведений разного репертуара, от барокко до современной симфонической музыки, и осуществила первые записи произведений таких композиторов, как Г. Свиридов, А. Хачатурян, Т. Хренников, А. Эшпай, Р. Щедрин, М. Таривердиев, А. Шнитке, С. Губайдулина, Ш. Чалаев, А. Чайковский, Зара Левина, Д. Кривицкий, Е. Фирсова, Т. Чудова, А. Головин. Вероника Дударова сотрудничала с выдающимися исполнителями, среди которых Владимир Спиваков, Леонид Коган, Валерий Гергиев, Иван Козловский, Тамара Синявская, Маргарита Фёдорова, Татьяна Николаева, Наталья Гутман, Лиана Исакадзе, Владимир Крайнев, Гидон Кремер, Тамара Милашкина, Михаил Плетнев, Виктор Третьяков, Андрей Гаврилов, Олег Каган, Григорий Соколов и др.
100-летие Дударовой будет отмечено исполнением уникальных произведений Иоганнеса Брамса: Академической торжественной увертюры и Концерта для скрипки с оркестром и Симфонии № 1 Яна Сибелиуса.
Академическая торжественная увертюра Иоганнеса Брамса – единственное в своем роде произведение великого композитора. Брамс написал «Торжественную увертюру» в 1880 году для Университета Бреслау, присвоившего ему докторскую степень. Изначально Брамс прислал Университету благодарственное письмо, однако дирижер Бернард Шольц недвусмысленно намекнул композитору о том, что ректорат ожидает музыкального посвящения: «Хотелось бы красиво оркестрованную симфонию». Будучи по натуре шутником, Брамс объединил в «Торжественной увертюре» все самые популярные застольные песни германского студенчества, придав им характер масштабного оркестрового произведения с университетским гимном “Gaudeamus igitur” в финале. Грандиозная по звучанию, «Увертюра» является также одним из самых ироничных произведений в истории оркестровой музыки, – с ней атмосфера веселых студенческих пирушек шагнула в академические залы.
Концерт для скрипки с оркестром ре мажор, op.77 был сочинен Брамсом в 1878 г. с посвящением его другу скрипачу Йозефу Иоахиму. По мнению Иоахима это – один из четырех самых великих концертов для скрипки с оркестром, написанных в Германии, наряду с концертами Бетховена и Бруха. Иоахим консультировал Брамса при написании сольных партий и сам посоветовал композитору сделать его «доступным для исполнения и запоминающимся», и сочинить концерт в тональности, легкой для исполнения на скрипке, придающей дополнительную яркость звучанию благодаря исполнению ряда нот на открытых струнах. Премьера концерта прошла в Лейпциге в 1879 г., дирижировал сам Брамс. Для любого солиста концерт является проверкой на высшую степень профессионализма. Вот уже более 130 лет концерт ре-мажор вдохновляет музыкантов самых разных стилей и направлений: от суперхита «Don’t Cry for Me Argentina» Эндрю Ллойда Уэббера и Тима Райса до песни “Karma” Alicia Keys.
На праздничном концерте 5 декабря солировать будет Лиана Исакадзе — скрипачка, дирижер и педагог, Народная артистка СССР (1988), трижды лауреат Государственной премии Грузии (1979, 1983, 2002). С начала 1990-х Исакадзе годов живёт в Германии и Франции, гастролирует по всему миру. С середины 1990-х годов играет на скрипке Андреа Гварнери работы 1678 года.
Также на концерте прозвучит Симфония №1 Яна Сибелиуса, законченная композитором в 1899 г. и прозвучавшая впервые в Хельсинки в 1900 г. на стыке столетий. Сибелиус задумал симфонию как программную музыку. В первой части музыкально выражен холодный ветер, дующий с моря. Вторая часть стала плодом вдохновения, которое композитору дала поэзия Гейне, на русском языке известная в трактовке Лермонтова – «На севере диком стоит одиноко на голой вершине cocнa…». Третья и четвертая части – отражение в музыке образов из романа финского писателя Юхани Ахо «Пану». В Симфонии есть аллюзии на музыку Гектора Берлиоза. Симфония № 1 Яна Сибелиуса стала популярной после первого же исполнения, принесла композитору европейскую известность, и была высоко оценена критиками в Стокгольме, Копенгагене, Гамбурге, Берлине и Париже.