23 ноября в огромном пространстве Концертного зала им.П.И.Чайковского в исполнении Московского государственного академического симфонического оркестра прозвучат  великие произведения  эпохи  романтизма.

Дирижер – Димитрис Ботинис.

Концерт для фортепиано с оркестром № 1 Ференца Листа – одно из наиболее часто исполняемых произведений мировой пианистической литературы.

«Я придаю фортепиано очень большое значение, – писал Лист. – Оно занимает первое место в иерархии инструментов: оно чаще всего пользуется вниманием и наиболее широко распространено. Этим значением и популярностью оно обязано исключительно своей гармонической полноте, а вследствие этого и способности охватывать и концентрировать все музыкальное искусство».  

Композитор вынашивал замысел концерта в течение 19 лет. Форма концерта не традиционна: он состоит из одной части и четырех разделов, исполняющихся без перерыва. Премьера концерта прошла в Веймаре в 1855 г. в исполнении самого автора, дирижером  был Гектор Берлиоз.  Солист – лауреат международных конкурсов и участник фестивалей Александр Ключко. Лист – один из создателей большого концертно-виртуозного пианизма со свободным охватом всего диапазона инструмента.

Увертюра к опере Рихарда Вагнера  «Тангейзер» – одно из наиболее масштабных произведений эпохи романтизма. В либретто Вагнер соединил три различные рыцарские легенды, нарушив историческое правдоподобие, но  создав сильную драматургическую линию. Средневековая рыцарская сага нашла новое воплощение в опере Вагнера и стала основой для грандиозной любовной драмы. Премьера состоялась в 1845 г. в Дрезденской королевской опере. Несмотря на то, что опера пользовалась большим успехом, Вагнер дважды перерабатывал финал.

Рихард Вагнер: «Моя цель была бы достигнута только в том случае, если бы удалось – впервые в опере — заставить зрителя принять участие в процессе творческой мысли автора, во всех фазах внутреннего развития драмы, ибо только при таком участии становилась понятной катастрофа, разыгрывающаяся без всякого внешнего повода, из развернувшихся душевных переживаний на сцене».

Увертюра к «Тангейзеру» – не просто вступление к опере, а симфоническая поэма, которая обрела самостоятельную жизнь на концертной сцене.

Увертюра стала источником вдохновения для многих творцов последующих столетий не только в музыке, но и в кинематографе – ее отзвуки можно услышать в фильмах  Ридли Скотта и Андрея Тарковского.

Также в концертной  программе прозвучат две самые известные симфонические поэмы Рихарда Штрауса «Дон Жуан» и «Тиль Уленшпигель». Жанр поэмы занимает огромное место в творчестве Рихарда Штрауса.

Первая поэма  основана на пьесе «Дон Жуан» поэта Николауса Ленау, представившего свою трактовку испанской легенды Эпохи Возрождения. Образ Дон Жуана вдохновлял творцов в разные времена – к нему обращались Тирсо де Молина, Гольдони, Мольер,  Корнель, Мериме, Дюма, Моцарт, Байрон, Пушкин, А.К.Толстой, Даргомыжский. Отличием трактовки Штрауса стало то, что композитора интересовал внутренний мир Дон Жуана и неосуществленные стремления, которые возникали в его душе. Для Штрауса главной является не физическая, а духовная гибель героя, который разуверился в возможности найти идеал. Штраус работал над Дон Жуаном в Италии в период счастливой влюбленности в певицу Паулину де Ана, которая впоследствии стала его женой. Как писал композитор: «На премьере «Дон Жуан» имел грандиозный успех, музыка звучала волшебно, все прошло образцово и вызвало неслыханную для Веймара бурю аплодисментов».

В основу второй поэмы  легла история не просто средневекового фольклорного персонажа, но реально жившего крестьянина, чей образ стал источником многочисленных немецких сказок. Плут, обожаемый простым людом, полюбился и композиторам, а Рихарда Штрауса вдохновил на написание одноактной оперы. Однако,  в процессе работы над произведением, Штраус написал симфоническую поэму. Штраус изобрел новый тип программной симфонической поэмы, имеющей завязку, развитие и развязку.

Дирижер Димитрис Ботинис: «Рихард Штраус относился к тем композиторам, которые совершенно не стеснялись демонстрировать свое виртуозное оркестровое письмо.  Пример такой виртуозности  – симфоническая поэма «Весёлые проделки Тиля Уленшпигеля». Мне посчастливилось немало работать над этим произведением с разными коллективами – российскими и европейскими. Успешным может быть то исполнение, которое излучает ту же энергию, тот же задор и   хулиганство, которое заложено в самом герое, Тиле Уленшпигеле. Уверен, что у нас с МГАСО  это очень хорошо получится.»

Обе поэмы пользовались громадным успехом у слушателей с первого исполнения.Будучи представителем заката немецкого романтизма Штраус выработал свой неповторимый стиль, почерк и звучание музыки.

На исходе осени, когда землю сковывает первый снег, и  солнце редко появляется меж грузных туч, музыка романтизма воодушевляет и приносит радость жизни.