Московский государственный академический симфонический оркестр продолжает выступления в рамках программы Министерства культуры РФ «Всероссийские филармонические сезоны». 31 января МГАСО представит в Пермской краевой филармонии концерт из произведений Людвига ван Бетховена — великого венского классика, предвосхитившего музыку романтизма.
Концерт для фортепиано с оркестром № 5 «Император» ми-бемоль мажор прозвучит в исполнении Александра Ключко.
Пианист Александр Ключко: «В Перми я был один раз и, к сожалению, тогда мне не удалось сыграть в прославленной Пермской филармонии – Большой зал был на реконструкции. От той поездки у меня остались самые прекрасные воспоминания – и от общения с публикой, и от инструмента. Я надеюсь, что в 2024 году мне удастся выступить на этой сцене. Я очень жду встречи с пермской публикой.
Людвиг ван Бетховен всегда был одним из моих любимых композиторов. В подростковом возрасте меня очень привлекала его музыка – порывистая, эмоциональная, полная контрастов. Я всегда стремился как можно чаще играть и изучать музыку Бетховена: продолжаю разбирать новые сонаты, камерную музыку. Надеюсь, что в скором времени у меня в репертуаре соберется полный набор концертов для фортепиано с оркестром — Бетховен со мной всегда.
В Перми я впервые в жизни исполню концерт «Император» с оркестром. Это моя старая мечта – Пятый всегда был моим любимым концертом Бетховена. Я люблю все концерты Бетховена, но «Император» всегда стоял для меня особняком. С самого первого аккорда ты чувствуешь властность, невероятное благородство и неиссякаемый поток энергии. Я с великим нетерпением жду нашего выступления с МГАСО и маэстро Тимуром Зангиевым в Перми.»
По своим масштабам и широте идеи Концерт № 5 не уступает симфониям Бетховена. Жемчужина классической музыки требует высочайшего исполнительского мастерства. Написанный во время наполеоновских войн, концерт полон идеи сопротивления, героизма и стремления к свободе. Премьера состоялась спустя два года после написания, а в 1812 г. концерт вошел в репертуар легендарного пианиста и преподавателя, ученика Бетховена Карла Черни. «Император» захватывает и очаровывает музыкальной глубиной и фортепианной виртуозностью.
Симфония № 3 «Героическая» открывает центральный период в творчестве Бетховена и новую эпоху в развитии европейского симфонизма – симфония не похожа ни на одну, созданную ранее. Композитор писал «Героическую» в самый тяжелый период своей жизни, когда подтвердился диагноз неизлечимой глухоты, и звуки окружающего мира стали гаснуть для Бетховена.
Изначально Бетховен посвятил симфонию Наполеону, назвав рабочий вариант произведения «Буонапарте». Однако, узнав о том, что консул объявил себя императором, разорвал титульный лист партитуры и назвал произведение «Героической симфонией, сочиненной, чтобы почтить память одного великого человека…».
Также в программе прозвучит Увертюра «Эгмонт». Величайший немецкий поэт и писатель Иоганн Вольфганг Гёте – идеолог движения «бури и натиска» – с детства вызывал искреннее восхищение Людвига ван Бетховена. В 1809 г. дирекция Венского придворного театра заказала Бетховену музыку к трагедии Гёте «Эгмонт». Огромную роль в премьере произведения сыграла атмосфера, в которой шла работа над венской постановкой пьесы: город был наполнен горечью и гневом после оккупации Вены войсками Наполеона. Политические страсти нашли музыкальное воплощение в Увертюре «Эгмонт», которая превратилась в лейт-мотив возрождения «драгоценного отечества». Увертюра очень быстро обрела собственную концертную жизнь. В России пьеса «Эгмонт» Гёте воспринималась чаще всего сквозь призму бетховенской музыки. Трагедия была запрещена к сценической постановке по цензурным соображениям вплоть до времени правления Александра II. Однако Увертюра стала одним из любимых произведений в аристократических салонах Санкт-Петербурга и Москвы: ее играли на фортепиано в четыре руки для избранного круга слушателей. Впоследствии Увертюра стала одним из наиболее популярных и часто исполняемых симфонических произведений Бетховена во всем мире.