19 октября МГАСО посетит с гастролями Саранск в рамках программы «Всероссийские филармонические сезоны».

Дирижёр Алексей Рубин:   «Я впервые на гастролях в Саранске. В Мордовской губернии когда-то жили мои предки. Для меня Саранск  представляет интерес  тем, что  я ощущаю невидимую историческую связь с этим городом. 

Я жду интересных и радостных впечатлений и моментов  от сотрудничества с МГАСО. Я не раз слышал этот прекрасный коллектив.   Мне очень нравится, что у оркестра есть свое лицо, что МГАСО обладает большой энергией, огромным потенциалом. Музыканты готовы к концертам, они всегда выступают с большим энтузиазмом. У МГАСО нет барьеров и преград.   Самое главное, что музыканты готовы к творчеству. Я с большим нетерпением жду нашей первой встречи. 

У нас  с МГАСО получилась программа с «петербургским следом».  Прокофьев сочинил Первый скрипичный концерт и Первую симфонию приблизительно в одно время, когда он еще жил в Петрограде. Два сочинения Чайковского были предложены его петербургскими коллегами Балакиревым и Стасовым. Я родился и вырос в Петербурге.

У дирижера, который учился в России, «Ромео и Джульетта» Чайковского  занимает особое место. Это  одно из хрестоматийных произведений для дирижирования. Я познакомился с ним задолго до того, как встал за дирижерский пульт симфонического оркестра. «Ромео и Джульетта» — одно из моих любимых произведений. Я много раз слышал, как его исполняют другие дирижеры, и сам его исполнял. Оно мне кажется прекрасным тем, что каждый раз ты дирижируешь «Ромео и Джульетту» по-новому, каждый раз ты рождаешь это произведение заново.  Я жду с нетерпением, когда мы сможем исполнить  «Ромео и Джульетту»  вместе с МГАСО в Мордовской государственной филармонии».

Симфония № 1 «Классическая» была задумана Прокофьевым в стилистике Иозефа Гайдна: «Мне казалось, что если бы Гайдн дожил до наших дней, он сохранил бы свою манеру письма и в то же время воспринял кое-что от нового». Композитор нарочито использовал в ней выразительные средства, свойственные симфонизму XVIII в. Первым сочиненным фрагментом стал гавот, вошедший в третью часть симфонии,  позднее использованный Прокофьевым в балете «Ромео и Джульетта». Симфония стала первым произведением Прокофьева, сочиненным не за фортепиано. Она родилась в дачном поселке, куда Прокофьев уехал из Петрограда неспокойным летом 1917 г. Премьера Первой симфонии прошла в 1918  г. незадолго до отъезда Прокофьева за границу. Композитор объяснял название так: «Во-первых, так проще; во-вторых, из озорства, чтобы подразнить гусей, и в тайной надежде, что в конечном счете обыграю я, если с течением времени симфония так классической и окажется».

Работа над Первым Скрипичным концертом длилась почти 9 лет: начав ее в России, Прокофьев завершил произведение во Франции. Премьера прошла в Гранд-Опера в Париже в 2023 г., в том же году Концерт был впервые исполнен Натаном Мильштейном в СССР. В Концерте скрипка не «соревнуется» с инструментами оркестра, а доминирует над ними.  Традиционная трехчастная структура изменена, две медленные части обрамляют скерцо в середине.

Фантазия «Буря» и Увертюра-фантазия  «Ромео и Джульетта» Петра Ильича Чайковского были созданы по мотивам произведений Уильяма Шекспира. Тема фантазии «Буря» была предложена Чайковскому критиком Владимиром Стасовым, а тематическое развитие «Ромео и Джульетты» — Милием Балакиревым. До конца жизни Чайковского «Ромео и Джульетта» оставалась одним из его самых любимых произведений.