8 ноября в 19:00 в Концертном зале им.П.И.Чайковского Московский государственный академический симфонический оркестр представит программу из сочинений двух гениев музыки Венгрии —  Ференца Листа и Белы Бартока.  За дирижерским пультом – маэстро Димитрис Ботинис.

Впитавшая в себя народные традиции чардаша и вербункоша, ставшая олицетворением европейского романтизма, музыка Ференца Листа волнует сердца и умы слушателей на протяжении вот уже полутора столетий.

В программе прозвучит Симфоническая поэма № 2 «Тассо. Жалоба и триумф», посвященная великому итальянскому поэту эпохи Возрождения Торквато Тассо и его неземной  любви к сестре феррарского герцога  Элеоноре  д’Эсте. Легенда о великой любовной  драме  вдохновила Иоганна Вольфганга Гёте  на создание стихотворной трагедии «Торквато Тассо». Став преемником Гёте на посту руководителя Немецкого национального театра в Веймаре, Ференц  Лист написал  увертюру к театральной постановке трагедии.    Также Листа  вдохновила поэма Байрона «Жалоба Тассо». Позднее   «Тассо. Жалоба и триумф» вошла в сборник симфонических поэм Ференца Листа.

Вторым произведением Ференца Листа в программе МГАСО станет  «Пляска смерти» для фортепиано с оркестром. «Totentanz» – одно из наиболее любимых пианистами мира произведений Листа. Идея парафразы на григорианский хорал «Dies irae» пришла Ференцу Листу во время прослушивания «Фантастической симфонии» Гектора Берлиоза, на премьере которой он присутствовал.  Лист работал над «Пляской смерти» более 10 лет. Хотя произведение  навеяно   фреской «Триумф смерти» Буонамико Буффальмакко и посещением парижских больниц, Ференц Лист вложил в него все свое жизнелюбие и стремление к светлой стороне бытия.

Солист – Филипп Копачевский.

В программе прозвучит также одно из самых популярных произведений академической музыки XX в. — «Концерт для оркестра» Белы Бартока. Написанный в самый разгар Второй мировой войны, концерт является  «духовным завещанием» и подведением итога жизни композитора. Симфоническое произведение в пяти частях было создано Белой Бартоком по заказу Бостонского оркестра и по личной просьбе его руководителя Сергея Кусевицкого. Концерт  транслировали по радио на всю территорию США. Только в последующие 10 лет он был исполнен более 200 раз, став посмертным триумфом композитора. Как и в музыке Ференца Листа, в концерте сочетаются элементы венгерского фолка с традицией  музыки Западной Европы и даже с  цитатой из арии «Da geh’ ich zu Maxim» из оперетты Франца Легара «Весёлая вдова». Произведение написано в соревновательном духе concerto grosso и требует виртуозного исполнения от музыкантов.