2 ноября в Большом зале консерватории МГАСО представит произведения композиторов XIX в., каждое из которых можно назвать одним из наиболее исполняемых и узнаваемых в наследии его создателя.

Брамс, Чайковский и Дворжак жили в одну эпоху. Их творчество и композиторская мысль пересекались в процессе создания произведений. Чайковского с Дворжаком связывали искренняя дружба, постоянный обмен идеями и взаимное восхищение. Брамс испытывал глубокую симпатию к своему младшему современнику Дворжаку, в музыке которого его пленяла истинно славянская народная песенность.

Концертная программа погрузит слушателей в атмосферу последней трети XIX в. с ее очарованием и новыми веяниями, поражавшими просвещенные умы Европы и Америки.

«Венгерские танцы» Иоганнеса Брамса — сочинение, которое стало популярным  после  первой публикации нот в 1869 г. Впервые они были изданы в ряду произведений Брамса для домашнего музицирования. В первой редакции «Танцы» были написаны для исполнения на фортепиано в четыре руки, затем Брамс сделал версию для исполнения в две руки, а затем оркестровое переложение номеров 1, 3 и 10. Известны и многочисленные неавторские оркестровые версии, так как, говоря современным языком, произведение стало настоящим «хитом» не только в Вене, но и в Европе.  Оркестровкой «Венгерских танцев» Брамса занимались Антонин Дворжак, Андреас Галлен, Павел Юон, Ганс Галь, Альберт Парлов, Роберт Шоллум и Иван Фишер.

Огненный темперамент, разнообразие динамических нюансов и штрихов и неукротимая  ритмическая энергия наполняют  пьесы, основанные на цыганских напевах, которые часто исполняли венгерские скрипачи и многочисленные таборные ансамбли, кочующие по территории Австро-Венгрии. Танцы 1 и 5 основаны на чардашах Бела Келера, которые были настолько популярны в Вене, что Брамс ошибочно считал их народными мелодиями.  Чардаш и вербункош пленяли не только Брамса, но и многих композиторов, в том числе Листа и Берлиоза,   Кальмана и Легара.

Концерт № 1 для фортепиано с оркестром Петра Ильича Чайковского — одно из наиболее жизнеутверждающих, оптимистичных и   наиболее часто исполняемых фортепианных произведений в мире. Первый концерт пользовался популярностью  еще при жизни Чайковского, в дальнейшем вошел в репертуар ведущих мировых пианистов. По признанию самого композитора, работа над Концертом шла очень тяжело   в связи с масштабностью поставленной задачи: Петр Ильич был намерен создать такое концертное произведение, в котором фортепиано и оркестр  выразили бы все свои тембровые и технические возможности, противоборствуя по принципам симфонического развития. Образы лирического плана создает и выражает фортепиано, а оркестр воплощает впечатления и чувства общего характера.

Энджел Вонг: «Я исполнял Первый фортепианный концерт Чайковского шесть раз. Это – олицетворение русской души, природы, огромного пространства, любви к Родине и к природе. Все это можно услышать в мелодии и мощи звучания. Когда я впервые услышал Концерт Чайковского меня переполняли эмоции, музыка доводила меня до слез, настолько сильно это произведение меня поразило.  Я чувствую, что могу играть этот Концерт бесконечно. Я очень радуюсь каждый раз, когда появляется возможность играть Концерт №1 Петра Ильича Чайковского,  и сегодня мне посчастливилось исполнить этот Концерт с таким великолепным оркестром как МГАСО и маэстро Антоном Шабуровым.» 

Венчает концертную программу Симфония №9 («Из Нового Света») Антонина Дворжака.

Антон Шабуров: «Особенно важна для меня Девятая симфония («Из Нового Света») Антонина Дворжака. Я не очень часто дирижировал эту симфонию и буквально недавно подумал, что было бы очень здорово  к ней вернуться. Это – знаковое, интересное, в каком-то смысле магистральное сочинение с волшебной россыпью блестящих мелодий сочиненных Дворжаком или почерпнутых им в народной музыке.  Это действительно очень яркая запоминающаяся  симфония. Я очень рад, что у меня есть возможность  исполнить «Из Нового Света» с таким блестящим коллективом как МГАСО, и очень жду и очень горжусь тем, что мы это совместно делаем.»

«Из Нового света» была написана Дворжаком во время пребывания в Америке, и стала первой симфонией, сочиненной на территории Соединенных штатов Америки. Дворжак задумал ее еще на родине, а писать начал через три месяца после приезда в Нью-Йорк. Симфония аккумулировала впечатления Дворжака от знакомства с новым континентом, который поражал воображение европейцев. В симфонии слились и чешские народные напевы, и отзвуки «спиричуэлс», и  впечатления от прочтения Дворжаком «Песни о Гайавате» Генри Лонгфелло, с которой Дворжак познакомился задолго до путешествия в США  в чешском переводе.

Название «Из Нового света» было наспех написано Дворжаком на титульном листе, когда он передавал партитуру на репетицию. Премьера симфонии  стала сенсацией.  Несмотря на шумиху американских критиков вокруг «американского колорита» произведения, симфония Дворжака является вершиной чешского симфонизма.  Популярность симфонии «Из Нового Света» в США была так велика,  что в витринах фешенебельных магазинов появились  крахмальные воротнички, галстуки и бритвы под названием «Дворжак».