Московский государственный академический симфонический оркестр
Художественный руководитель – Иван Никифорчин
25 октября, 19:00
Зал Зарядье
Бетховен. Холст
Дирижёр — Артём Абашев
Солисты: Андрей Коробейников (фортепиано), Иван Царёв (орган)
В концерте принимает участие Хор студентов Академии хорового искусства им.В.С.Попова

В программе:
Людвиг ван Бетховен  — Концерт №3 для фортепиано с оркестром
Густав Холст — Сюита «Планеты»

Московский государственный академический симфонический оркестр продолжает цикл концертов в Зале Зарядье исполнением масштабных произведений мировой музыкальной культуры. В первом отделении программы прозвучит Концерт № 3 для фортепиано с оркестром Людвига ван Бетховена в исполнении Андрея Коробейникова.

Третий концерт был написан в очень плодотворный для композитора период жизни: за восемь лет Бетховен сочинил и частью издал более полутораста произведений. Внутри композитора бурлили страсти — мрачная подавленность от страшного диагноза глухоты и пламенный протест против неё, порывы страсти и гордое смирение, поиски покоя, тишины и жажда деятельной жизни.

Концерт был написан в 1800 г. во время летнего отдыха в живописной деревушке Нижний Деблинг, и исполнен спустя несколько лет. Сочинение близко к концертам Моцарта, сам композитор говорил: «Я всегда был одним из самых ревностных почитателей Моцарта и останусь им до последнего моего вздоха.» Но в произведении уже слышен авторский почерк симфонизма Бетховена. Отзвуки героических фанфар и глубокая лирика, лаконичность мелодий и строгость ритма, простота гармоний первой части готовят слушателя к возвышенному настрою второй части и великолепному танцевальному финалу.

Концерт был впервые исполнен самим автором в Венском театре в 1803 г. У Бетховена не хватило времени записать партию фортепиано, композитор играл наизусть, смотря на чистые листы нотной бумаги. Партию фортепиано автор записал уже после премьеры.
Бетховен говорил: «Обычно, когда я пишу, даже инструментальную музыку, у меня перед глазами весь замысел целиком. У меня нет привычки поправлять мои сочинения (уже законченные). Я этого никогда не делал, ибо глубоко убежден, что всякое частичное исправление искажает общий характер произведения.».

Дирижер Артём Абашев:

«Мы сделали всё, чтобы программа 25 октября была зрелищной и неординарной, интересной для публики. И Третий Концерт Бетховена, и сюита «Планеты» Холста – не так часто исполняемые сочинения.

Для любого музыканта имя Бетховена – одно из ключевых в музыкальной литературе. Этот человек и композитор является для меня одним из учителей. Бетховен и сохранял традиции, и реформировал современное музыкальное пространство, и всё время экспериментировал, не останавливаясь на достигнутом. Для этого нужно быть смелым, а Бетховен был одним из самых смелых пианистов и дирижеров своего времени. Третий Концерт был написан в период сильных переживаний и осознания композитором страшного диагноза наступающей глухоты.
Что касается сюиты Холста «Планеты», это – огромный состав оркестра, орган, хоры… Как правило все это создает трудности для исполнения, но я очень рад, что МГАСО, Зал Зарядье и я – мы сошлись на этой программе, которая является неординарной для публики в концертном зале и вообще для жителей мегаполиса.

«Планеты» – масштабная сюита, которая создает определенную атмосферу и заинтересовывает слушателя во время концерта. Для меня «Планеты» — новое сочинение, я его не дирижировал, но, разумеется, очень хорошо с ним знаком. Огромное количество музыкантов и выдающихся дирижеров исполняли «Планеты». Не могу сказать, насколько точно композитору удалось передать настроение и звучание каждой из планет Солнечной системы, но Холст применил свою фантазию, и его увлечение астрологией породило это сочинение.

Лично мне наиболее созвучна последняя часть «Нептун, мистик», потому что она наиболее сильно отвечает той неразгаданной загадке, которая называется «Космос». Наша задача состоит в том, чтобы, используя средства оркестра и хоров, представить слушателям очень прозрачную фактуру, которую невозможно ощутить и потрогать. Показать эту зыбкую структуру, о которой мы очень мало знаем, но при этом она нас очень сильно манит, завораживает: часто именно при взгляде наверх, на звезды, возникают потрясающие идеи и те мечты, которые двигают нас вперед.»

Во втором отделении концерта прозвучит одно из самых необычных симфонических произведений мировой музыкальной культуры – сюита «Планеты» английского композитора Густава Холста. Холст создал свой стиль композиции, основанный на традициях позднего романтизма, близкий к музыке Рихарда Вагнера и Рихарда Штрауса.

В XXI в. физики изобрели специальный инструмент, который позволяет записывать звучание планет, конвертировав магнитные колебания поверхности небесных тел в формат, доступный человеческому уху. На столетие ранее Холст сумел передать звучание планет Солнечной системы с помощью безграничной фантазии. Сюита «Планета» и поныне самое исполняемое произведение Холста, несмотря на сложности с увеличенным составом духовых и ударных в оркестре, наличие органа, челесты и двойного женского хора.

По мнению композитора каждой из планет присущ собственный астрологический (а не астрономический) характер, который он постарался выразить в музыке. Среди планет нет Земли, но есть «Марс, вестник войны», «Венера, вестник мира», «Меркурий, крылатый посланник», «Юпитер, приносящий радость», «Сатурн, вестник старости», «Уран, волшебник», «Нептун, мистик».

Сам Густав Холст пояснял слушателям: «Музыка, будучи тождественна небесам, не является предметом сиюминутных ощущений, и даже не ежечасных. Это условие вечности.Огромность Вселенной, открытая наукой, не может быть легко воспринята человеческим мозгом, но музыка планет позволяет разуму обрести некоторое представление о необъятности космоса там, где рациональное понимание терпит неудачу.»

Написанная во время Первой мировой войны в эпоху потрясений Сюита подводит к мысли о бренности земного и открывает воображению новые миры. Премьера сюиты прошла в 1918 г. после окончания войны. Произведение Холста оказало огромное влияние на плеяду английских композиторов — Эдмунда Руббра, Майкла Типпета и Бенджамина Бриттена. Изначально написанное в транскрипции для двух фортепиано и органа, сочинение породило ряд адаптаций для камерных составов. Впоследствии сюита стала любима рок-группами, к ней обращались музыканты самых разных течений — Фрэнк Заппа, King Crimson, Led Zeppelin, Yes. «Планеты» стали источником вдохновения и для создателей саундтреков, в частности, Ханс Циммер использовал мелодию «Марса, вестника войны» как основу для саундтрека к фильму «Гладиатор».