25 марта, 19:00
МГАСО в Концертном зале им.П.И.Чайковского
Дирижер – Александр Рудин
Солист – Юрий Фаворин

В программе – три великих произведения Петра Ильича Чайковского: Полонез из оперы «Евгений Онегин», Концертная фантазия для фортепиано с оркестром, Симфония № 6 («Патетическая»).

Александр Рудин: «Эта концертная программа была предложена мне МГАСО и Московской государственной академической филармонией. Концертная фантазия Петра Ильича будет для меня открытием: я никогда не дирижировал это сочинение. С Юрием Фавориным я неоднократно выступал и с оркестрами, и в камерных ансамблях, это всегда большое удовольствие.

Симфония № 6 — произведение особое, очень эмоциональное, стараюсь не прикасаться к нему слишком часто. Самым сильным и убедительным для меня прочтением этого произведения было исполнение оркестра Musica Viva под управлением сэра Роджера Норрингтона в начале 2000-х годов.»

Полонез из оперы «Евгений Онегин» – одно из наиболее часто исполняемых произведений Чайковского, любим не только меломанами, но и писателями: именно он сопровождает безумную ночную погоню поэта Бездомного за Воландом в романе Булгакова «Мастер и Маргарита»: «… и из всех окон, из всех дверей, из всех подворотен, с крыш и чердаков, из подвалов и дворов вырывался хриплый рёв полонеза из оперы «Евгений Онегин».

«Ни одного сочинения я не писал с такой легкостью, как «Евгений Онегин» – сообщал композитор в письме Н.Ф. фон Мекк. Торжественный парадный полонез иллюстрирует картину бала в Петербурге – это одно из лучших творений Чайковского в помпезном стиле. И хотя главный герой оперы появляется со словами «И здесь мне скучно», скучно здесь только Онегину, но никак не слушателям.

Концертная фантазия для фортепиано с оркестром – образец композиторского мастерства позднего Чайковского. По свидетельству Петра Ильича она «скроена» из неиспользованных набросков, предназначавшихся для Третьей сюиты. Чайковский посвятил Фантазию пианистке-виртуозу Софии Ментер, любимой ученице Ференца Листа. В первые 20 лет Фантазию исполняли очень часто, затем она исчезла с концертной сцены и возродилась лишь во второй половине XX в.

Симфония № 6 «Патетическая» была задумала композитором во время поездки за границу зимой 1892/1893 г. Чайковский писал о ней: «Я положительно считаю ее наилучшей и наиискреннейшей из всех моих вещей. Я ее люблю, как никогда не любил ни одно из других моих музыкальных чад.». После премьеры в 1893 г. критики отмечали простоту, внешнюю изобретательность и изящество новой симфонии. Партитура отличается тонкостью, сложностью и продуманностью вплоть до мельчайших деталей. Это – своеобразный итог симфонического творчества Чайковского, в котором композитор философски осмысляет жизнь. По свидетельству современников, дирижируя Шестой симфонией Чайковский проводил ее очень быстро, опасаясь впасть в вульгарную сентиментальность и избегал подчеркивать тон яркой драматичности и лиризма.

Каждая симфония Чайковского – особый мир образов и переживаний, по богатству и содержательности сравнимый с русским реалистическим романом второй половины XIX в.