8 ноября в Зале Зарядье МГАСО представит программу из самых известных произведений русских композиторов XIX века, жемчужин  российского симфонизма в мировой музыкальной культуре.

Ярослав Забояркин: «Что в музыке важнее? Мелодия или гармония? Этому вопросу уже почти 250 лет, и дискуссий на эту тему множество. На предстоящем концерте в Зале Зарядье  мы не будем искать ответа на этот вопрос, а будем наслаждаться и мелодией и гармонией.  При одном лишь упоминании «Половецких плясок»  на ум приходит прекрасная мелодия песни «Улетай на крыльях ветра». Но могла ли прозвучать эта мелодия так же нежно и трепетно без гармонического сопровождения других музыкальных инструментов? 

Все прекрасно знают мелодию главной темы «Шехеразады» Римского-Корсакова, исполняемой первой скрипкой оркестра, уводящей слушателя прямиком в мир «Книги тысячи и одной ночи». Сочетание мелодии и восточного гармонического колорита, обладают неуловимым магнетизмом, приковывающим слушателя к прекрасной музыке и уводящим его в удивительный мир историй и сказок Востока…»

Великий русский композитор и ученый-химик Александр Бородин говорил, что его заветная мечта — написать эпическую русскую оперу.

Основой оперы «Князь Игорь» послужил памятник древнерусской литературы «Слово о полку Игореве», материалы  собрал Владимир  Стасов, либретто написал сам  Бородин. Один из выдающихся российских химиков, друг Менделеева и Бутлерова, Бородин оставался большим ученым и в работе над монументальной оперой: он и в композиции сумел подняться до общих законов, которым подчинены частные явления. В момент создания «Князя Игоря» проторенной дорожки к эпической опере еще не было. Бородин хотел, чтобы в его произведении ожило историческое прошлое русского народа, чтобы героями были не сказочные персонажи, а реально существовавшие люди – князь Игорь и хан Кончак.

Вначале был написан «Половецкий марш», затем  «Половецкие пляски», задуманные композитором   как восточные танцы – «так как половцы – восточный народ». Несмотря на то что Бородину катастрофически не хватало времени на сочинение музыки, он реализовал свою заветную мечту о написании эпической русской оперы: «Некоторые из присяжных музыкантов не могут мне простить, что я, занимаясь лишь в часы досуга музыкой, создаю такие вещи, которые обращают на себя огромное внимание, они же при всем старании не могут высидеть ничего путного. Ученые же коллеги косятся на мои занятия, видя в них поругание над ученой мантией». Оркестровку начал автор, и продолжил Н.А.Римский-Корсаков, который сумел завершить недописанную оперу после скоропостижной смерти Бородина.

Концерт для скрипки с оркестром создан Петром Ильичем Чайковским всего за месяц   в счастливый для композитора период  конца  1870-х гг. во время путешествия по Швейцарии. Произведение стало результатом душевного просветления  после   кризиса, когда жизнь вновь открыла композитору свой прекрасный манящий облик.

«Я сознал счастье жить», – писал Чайковский.  «Мне так хорошо, я так покоен, доволен собой по причине успешной работы, здоровье мое в таком превосходном состоянии, в будущем так мало тревожного и грозного, что я смело могу назвать мое теперешнее состояние счастьем». Чайковский ощутил прежний прилив творческих сил и писал в ощущении восторга, наслаждаясь. Оттого и получилось праздничное, лишенное драматизма и мотивов неумолимого рока произведение, впервые исполненное Адольфом Бродским в Вене в 1879 г. и сразу снискавшее общеевропейскую известность.   Главная ценность скрипичного концерта Чайковского — чарующий, выдающийся по красоте мелодизм.  Наряду с Первым концертом для фортепиано с оркестром и Вариациями на тему рококо для виолончели с оркестром это лучшее сочинение Чайковского в концертном жанре.

Скрипичный концерт П. И. Чайковского исполнит лауреат  конкурсов им. П. И. Чайковского и В.В. Третьякова Даниил Коган. Выступление вместе с МГАСО – специальный приз от Зала Зарядье, полученный Даниилом наряду с первой премией   Международного конкурса скрипачей Виктора Третьякова.

Даниил Коган:  «Специальный приз от Зала  Зарядья —  почетный. Я играю с МГАСО с юности. Последний раз мы выступали вместе около года назад.   Каждый раз для меня  большая радость  выйти на сцену с этим замечательным коллективом и с музыкантами МГАСО.   Я с нетерпением жду этого момента, тем более, что я буду играть Концерт  Чайковского, который я исполнял в финале Конкурса Третьякова.   Выступать с дирижером  Ярославом Забояркиным мне еще не приходилось,  но я с нетерпением жду нашего сотрудничества.»

Замысел симфонической сюиты  «Шехеразада»  возник у Римского-Корсакова когда он работал над завершением оперы Бородина «Князь Игорь», в середине трудной для композитора зимы 1887 г.  «Шехеразада» была написана очень быстро летом 1888 г. и стала одной из вершин симфонического творчества композитора . В основу сюиты легли некоторые из   сказок сборника «1001 ночь» – несравненного образца шкатулочного повествования, основанного на арабском, индийском и иранском фольклоре.

Первоначально композитор дал название каждой из частей сюиты «Море и Синдбадов корабль», «Фантастический рассказ царевича Календера», «Царевич и царевна», «Багдадский праздник. Море. Корабль разбивается о скалу с медным всадником. Заключение», но указания, какие именно сказки легли в основу частей, не оставил. Сборник сказок окрылил фантазию композитора без привязки к конкретным сюжетам.  Следуя пожеланию автора, исследователи никогда не занимались уточнением программы и не выясняли,  какие именно сказки легли в основу сюиты.

Великолепная музыкальная повесть о сказочных чудесах, созданных поэтической фантазией народов Востока, вдохновляет многие поколения творцов – от балетмейстеров до продюсеров радио-шоу. И хотя в «Шехеразаде» нет ни одной подлинной восточной народной мелодии, Римский-Корсаков с поразительной художественной чуткостью передал  в сюите дух восточной музыки и  поэзии.