22 декабря  в Концертном  зале им.С.В.Рахманинова ( «Филармония-2») МГАСО и маэстро Арсентий Ткаченко представят концерт из Абонемента № 78 «Золотая коллекция» Московской государственной академической филармонии.

Морис Равель – «Вальс»

Равель вернулся к замыслу симфонической поэмы «Вена», в которой хотел возродить атмосферу высшего общества и балов столицы Австрии, зимой 1919/20 гг. и начал писать хореографическую поэму «Вальс» по заказу Сергея  Дягилева. Первыми слушателями хореографической поэмы стал узкий круг деятелей искусства: Дягилев, Стравинский и Пуленк. Последний вспоминал слова Дягилева: «Равель, это шедевр, но это не балет! Это —  портрет балета, изображение балета». Стравинский от комментариев воздержался. Публичные исполнения «Вальса» прошли в декабре 1920 г. в Париже. Равель сам неоднократно дирижировал «Вальсом» с огромным успехом. «Вальс» поразил слушателей своей оригинальностью и стал пользоваться большим успехом как и оркестровом исполнении, так и в редакции для двух фортепиано для камерного музицирования. На фоне шумного бала в «гирлянде» вальсов слышен мотив роковой обреченности старого мира, разрушенного Первой мировой войной. «Вальс» был написан в эпоху стилистического перелома в европейской музыке. Сам Равель писал о нем: «Я задумал это произведение как апофеоз венского вальса, который поглощается все нарастающим сокрушительным вихрем. Этот вальс рисуется мне в обстановке императорского дворца примерно в пятидесятых годах прошлого столетия».

Морис  Равель —  Концерт для фортепиано с оркестром №1  соль мажор 

Концерт отличается сжатостью изложения, в нем просты мелодические линии и гармония, слышно влияние джаза. Равель начал работать над произведением после возвращения домой из США. Вначале он думал о сочинении концертной пьесы на баскские темы, но затем изменил замысел. Концерт был впервые исполнен  в Париже в 1932 году пианисткой Маргерит Лонг. В течение нескольких месяцев произведение звучало в крупнейших городах Европы и в США. Его много раз записывали пианисты, оркестры и дирижеры со всего мира. Концерт №1 Равеля принадлежит к числу наиболее значительных произведений для фортепиано с оркестром, написанных в 1920-е-1930-е гг. наряду с Третьим концертом Прокофьева и «Рапсодией на тему Паганини» Рахманинова. 22 декабря Концерт прозвучит в исполнении Филиппа Копачевского.

Жорж Бизе – Родион Щедрин «Кармен-сюита»

«Взгляд на мир с лукавинкой ближе мне, нежели гениальный психоанализ, метания и страсти», — писал Родион Константинович. «Кармен-сюита»  – самый популярный балет из осуществленных Родионом Щедриным и Майей Плисецкой. Плисецкая всю жизнь мечтала воплотиться в образ Кармен. Работу над балетной постановкой оперы Бизе Плисецкая предложила балетмейстеру Национального балета Кубы Альберто Алонсо во время его гастролей в Москве. Первые номера прима-балерина репетировала по клавиру оперы. Затем Родион Щедрин всего за 20 дней создал по просьбе жены и Алонсо ставшую легендарной транскрипцию для струнных с 47 ударными, которая стала самостоятельным произведением. Плисецкая станцевала ее 350 раз несмотря на все препоны советских чиновников от культуры. Впоследствии  балетная «Кармен-сюита» покорила сцены Москвы, Гаваны, Варшавы, Мехико, Нью-Йорка, Токио, Милана, Кельна,Мюнхена, Хельсинки, Граца.

Три произведения прозвучат в великолепном акустическом пространстве «Филармонии-2».