Театр Алексея Рыбникова представляет новую версию культовой рок-оперы «Хоакин Мурьета». Текст стихов либретто написал Юлий Ким, с которым композитора Алексея Рыбникова связывают долгие годы сотрудничества. Основой послужила реальная история Хоакина Мурьеты и народные легенды, окутывающие эту противоречивую фигуру времён калифорнийской золотой лихорадки 1850-х годов. Постановку осуществил главный режиссёр театра Алексея Рыбникова Александр Рыхлов.
Желание создать новую актуальную версию рок-оперы, отвечающую настроению и сценическим технологиям XXI века, объединило авторов постановки в напряженной работе, которая шла весь 2013 год. Специально для «Хоакина Мурьеты» — 2014 Алексей Рыбников написал новую увертюру и финал, а также изменил аранжировки хорошо узнаваемых мелодий и перезаписал музыку в соответствии с требованиями новейших студийных разработок. Изменения, продиктованные новым либретто, коснулись и драматургии рок-оперы, и персонажей.
Главную роль Хоакина Мурьеты исполняет Павел Зибров, в спектакле задействован весь актерский состав театра Алексея Рыбникова. Что касается декораций, то кроме суперсовременной видеоинсталляции, создающей иллюзию многомерности сценического пространства и открывающую бесконечные визуальные возможности, на сцене возникнет симультантная конструкция, отсылающая зрителей к концептуальным постановкам Всеволода Мейерхольда. Конструкция трансформируется в самые разные предметы по ходу действия и даст широчайшие возможности додумать сценическое действо.
Рок-оперу Алексея Рыбникова, наряду с «Иисусом Христом – суперзвездой» Ллойда Уэббера, сегодня уже с полным основанием причисляют к вершинам жанра.
Режиссер Александр Рыхлов: «Мы создаем достаточно сложный рисунок спектакля, неуклонно движемся в сторону современного жеста, пластики, нового осмысления материала. «Хоакин» – камень преткновения и пробы собственных сил. Энергия коллектива, который выходит на сцену и пытается освоить этот материал должна быть такой, чтобы она соответствовала энергии, заложенной в этой фигуре, так как в его истории очень много слоев и подтекстов, их надо преодолеть. «Хоакина» так просто, «нахрапом», не возьмешь».
В 2014 году рок-опера «Хоакин Мурьета» празднует 38 лет, проведенные на сцене в разных вариантах постановок. Если в далеком 1976-м предпремьерные показы вызвали бурю критики со стороны чиновников из Управления культуры, и спектакль 11 раз запрещали к показу, прежде чем дали разрешение, то в 2014 году первыми судьями спектакля становятся сами зрители.